Стандарт ISO 9001:2000 для IT-компаний
Компании, занимающиеся информационными технологиями, а именно разработкой программных продуктов, автоматизацией систем управления предприятий, установкой типовых программных продуктов и так далее, одни из первых обратили внимание на стандарт ISO 9001:2000. На сегодняшний день подавляющее большинство таких компаний имеют сертификат, подтверждающий соответствие системы менеджмента качества стандарту ISO 9001:2000.
При принятии решения о создании системы менеджмента качества полезно ознакомиться со стандартом ISO/IEC 90003:2004 Software engineering -- Guidelines for the application of ISO 9001:2000 to computer software.
Основные проблемы при создании СМК в IT-компании возникают при определении сотрудника, которые будет заниматься СМК. От этого решения и зависит формальность и работоспособность СМК. На наш взгляд для наиболее результативного создания СМК необходимо создать рабочую группу, в которую должны войти представитель высшего руководства, специалисты, выпускающие продукцию компании (менеджер проекта или т.п.), сотрудник, который будет заниматься созданием документации, а также сотрудник, прошедший обучение по стандарту (не менее 0,5 года). Данный сотрудник может быть как внешним (консультант), так и внутренним. Также в этой группе некоторые роли может объединить один человек.
Пункты ISO 9001:2000 |
Комментарии к пункту |
1 Область применения |
|
1.1 Общие положения |
|
1.2 Применение |
|
2 Нормативная ссылка |
|
3 Термины и определения |
|
4 Система менеджмента качества |
Не имеет ярко выраженных особенностей. Рекомендации ISO/TR 10013:2001 |
5 Ответственность руководства |
Не имеет ярко выраженных особенностей |
6 Менеджмент ресурсов |
При выполнение данного пункта следует обратиться к стандарту ГОСТ Р 50690-2000, в котором четко изложены минимальные требования к персоналу, инфраструктуре и производственной среде. |
6.1 Обеспечение ресурсами |
|
6.2 Человеческие ресурсы (только наименование) |
Не имеет ярко выраженных особенностей |
6.3 Инфраструктура |
Под инфраструктурой может пониматься как инфраструктура компании, так и IT инфраструктура потребителя. То есть определяются требования к IT инфраструктуре потребителя, при выполнении которых обеспечивается качественное оказание услуг или работоспособность продукции. |
6.4 Производственная среда |
Под инфраструктурой может пониматься как инфраструктура компании, так и IT инфраструктура потребителя. То есть определяются требования к IT инфраструктуре потребителя, при выполнении которых обеспечивается качественное оказание услуг или работоспособность продукции. |
7 Процессы жизненного цикла продукции |
|
7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции |
Возможно использование стандарта ISO/IEC 12207:1995 Information technology -- Software life cycle processes |
7.2 Процессы, связанные с потребителями |
При выполнении проектов целесообразно обратится к стандартам PMBOOK, либо ISO 10006:2003 |
7.3 Проектирование и разработка |
При условии, что компания занимается разработкой программного обеспечения, целесообразно обратиться к стандарту SWEBOK – IEEE Guide to the Software Engineering Body and Knowledge или серии стандартов ISO\IEC 15504 |
7.3.1 Планирование проектирования и разработки |
|
7.4 Закупки |
В сравнении с производственными компаниями, закупки в IT-компаниях, вещи несколько абстрактные, так как основой является интеллектуальная собственность сотрудников, а используемые ресурсы (программное обеспечение, компьютеры и т.д.) являются вторичными. В связи с этим оценка и выбор поставщиков затруднена |
7.5 Производство и обслуживание |
При выполнении проектов возможно использование PMBOOK, либо ISO 10006:2003. В случае разработки программного обеспечения к стандарту ИСО/МЭК ТО 15504. |
7.5.1 Управление производством и обслуживанием |
|
7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания |
|
7.5.3 Идентификация и прослеживаемость |
|
7.5.4 Собственность потребителей |
Данный пункт требует от IT-компаний в основном сохранение конфиденциальности и сохранности информации предоставленной потребителем. |
7.5.5 Сохранение соответствия продукции |
|
7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений |
Во многих IT-компаниях данный пункт может быть исключен из области действия СМК. Однако, под данный пункт могут попадать тестировочные программы или тестовые примеры. |
8 Измерение, анализ и улучшение |
Не имеет ярко выраженных особенностей |
Результатам данного создания, помимо долгожданного сертификата соответствия, получается и работоспособная система, позволяющая повысить управляемость компании и повысить качество продукции (в т.ч. услуги).