Стандарт ISO 9001:2000 для IT-компаний

Компании, занимающиеся информационными технологиями, а именно разработкой программных продуктов, автоматизацией систем управления предприятий, установкой типовых программных продуктов и так далее, одни из первых обратили внимание на стандарт ISO 9001:2000. На сегодняшний день подавляющее большинство таких компаний имеют сертификат, подтверждающий соответствие системы менеджмента качества стандарту ISO 9001:2000.

При принятии решения о создании системы менеджмента качества полезно ознакомиться со стандартом ISO/IEC 90003:2004 Software engineering -- Guidelines for the application of ISO 9001:2000 to computer software.

Основные проблемы при создании СМК в IT-компании возникают при определении сотрудника, которые будет заниматься СМК. От этого решения и зависит формальность и работоспособность СМК. На наш взгляд для наиболее результативного создания СМК необходимо создать рабочую группу, в которую должны войти представитель высшего руководства, специалисты, выпускающие продукцию компании (менеджер проекта или т.п.), сотрудник, который будет заниматься созданием документации, а также сотрудник, прошедший обучение по стандарту (не менее 0,5 года). Данный сотрудник может быть как внешним (консультант), так и внутренним. Также в этой группе некоторые роли может объединить один человек.

Пункты ISO 9001:2000
(ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001)

Комментарии к пункту

1 Область применения

 

1.1 Общие положения

 

1.2 Применение

 

2 Нормативная ссылка

 

3 Термины и определения

 

4 Система менеджмента качества

Не имеет ярко выраженных особенностей. Рекомендации ISO/TR 10013:2001

5 Ответственность руководства

Не имеет ярко выраженных особенностей

6 Менеджмент ресурсов

При выполнение данного пункта следует обратиться к стандарту ГОСТ Р 50690-2000, в котором четко изложены минимальные требования к персоналу, инфраструктуре и производственной среде.

6.1 Обеспечение ресурсами

 

6.2 Человеческие ресурсы (только наименование)

Не имеет ярко выраженных особенностей

6.3 Инфраструктура

Под инфраструктурой может пониматься как инфраструктура компании, так и IT инфраструктура потребителя. То есть определяются требования к IT инфраструктуре потребителя, при выполнении которых обеспечивается качественное оказание услуг или работоспособность продукции.

6.4 Производственная среда

Под инфраструктурой может пониматься как инфраструктура компании, так и IT инфраструктура потребителя. То есть определяются требования к IT инфраструктуре потребителя, при выполнении которых обеспечивается качественное оказание услуг или работоспособность продукции.

7 Процессы жизненного цикла продукции

 

7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции

Возможно использование стандарта ISO/IEC 12207:1995 Information technology -- Software life cycle processes

7.2 Процессы, связанные с потребителями

При выполнении проектов целесообразно обратится к стандартам PMBOOK, либо ISO 10006:2003

7.3 Проектирование и разработка

При условии, что компания занимается разработкой программного обеспечения, целесообразно обратиться к стандарту SWEBOK – IEEE Guide to the Software Engineering Body and Knowledge или серии стандартов ISO\IEC 15504

7.3.1 Планирование проектирования и разработки

 

7.4 Закупки

В сравнении с производственными компаниями, закупки в IT-компаниях, вещи несколько абстрактные, так как основой является интеллектуальная собственность сотрудников, а используемые ресурсы (программное обеспечение, компьютеры и т.д.) являются вторичными. В связи с этим оценка и выбор поставщиков затруднена

7.5 Производство и обслуживание

При выполнении проектов возможно использование PMBOOK, либо ISO 10006:2003. В случае разработки программного обеспечения к стандарту ИСО/МЭК ТО 15504.

7.5.1 Управление производством и обслуживанием

 

7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания

 

7.5.3 Идентификация и прослеживаемость

 

7.5.4 Собственность потребителей

Данный пункт требует от IT-компаний в основном сохранение конфиденциальности и сохранности информации предоставленной потребителем.

7.5.5 Сохранение соответствия продукции

 

7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений

Во многих IT-компаниях данный пункт может быть исключен из области действия СМК. Однако, под данный пункт могут попадать тестировочные программы или тестовые примеры.

8 Измерение, анализ и улучшение

Не имеет ярко выраженных особенностей

Результатам данного создания, помимо долгожданного сертификата соответствия, получается и работоспособная система, позволяющая повысить управляемость компании и повысить качество продукции (в т.ч. услуги).