Стандарт ISO 9001:2000 для предприятий пищевой промышленности

Пищевая промышленность – одна из отраслей промышленности, где вопросы качества продукции являются само собой разумеющимися и наиболее значимыми. Интерес предприятий пищевой промышленности к стандартам ISO серии 9000 возник с самого их появления. На сегодняшний день по данным ISO количество сертифицированных предприятий пищевой промышленности составляет более 20 000. Причин тому не мало. Это требования потребителей и государственных органов, стремление повысить стоимость и имидж компании, желание выстроить систему управления компанией на основе лучших мировых практик и повысить конкурентоспособность продукции, зависимость процедуры сертификации продукции от наличия сертификата на систему менеджмента качества и другие.Когда мы говорим о пищевой промышленности, то имеем в виду всех участников цепочки производства и реализации пищевой продукции.

Этапы создания системы менеджмента на предприятии пищевой промышленности:

1. Постановка целей и задач

Высшее руководство компании должно чётко определить цели проекта и какие стандарты или нормативные документы будут являться базой для системы менеджмента. На сегодняшний день для предприятий пищевой промышленности применимы следующие международные стандарты и из российские аналоги:

  • ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) - "Системы менеджмента качества. Требования"
  • ISO 14001:2004 - "Системы экологического менеджмента. Требования"
  • OHSAS 18001:1999 - "Система управления безопасностью и здоровьем на производстве"
  • НАССР - Анализ рисков и критические точки контроля
  • ISO 22000:2005 - "Системы управления безопасностью пищевых продуктов. Требования к любой организации пищевой цепи"
  • Самое главное определить, какой стандарт будет основным. Мы рекомендуем использовать ISO 9001:2000 как наиболее комплексный и охватывающий большую часть системы управления предприятием.

    2. Определение потребителей организации и их требований

    Обычно это группы потребителей, а именно:

  • потребители конечные, использующие продукцию предприятия,
  • потребители, реализующие или распространяющие продукцию предприятия.
  • У потребителей есть свои установленные (законы, СанПиН, стандарты на продукцию и маркировку и т.п.) и предполагаемые требования, которые необходимо учитывать и удовлетворять им. Для предприятий пищевой промышленности потребителями могут быть покупатели, которые, придя в магазин, выбирают продукцию по своему вкусу, обращая внимания на безопасность, красочность упаковки, размещение на торговых стеллажах и прочее., а также магазины или торговые склады, которые больше интересуются сроками и условиями хранения, спросом на данную продукцию, а также дополнительными сервисам производителя (например, обмен просроченной продукции на годную, помощь мерчендайзеров по выкладке и так далее).

    Решение о создании и поддержки системы менеджмента качества, а также удовлетворение требований потребителей, высшее руководство компании фиксирует в "Политике в области качества", особо отметив гарантию безопасности продукции.

    На основании имеющейся информации и ориентируясь на "Политику в области качества", высшее руководство компании составляет цели в области качества на определённый период (как правило, не менее 0,5 года)

    3. Создание процессной модели компании

    После определения потребителей компании и их требований необходимо составить процессную модель. Для производственных предприятий термин «процесс» не новый, так как есть производственный (технологический) процесс, документированный в регламенте на процесс. По такому же принципу выделяются и описываются процессы управления и поддерживающие процессы, необходимые для результативного функционирования системы менеджмента.

    Описать процесс – это значит определить:

  • потребителя (ведь потребитель может быть как внутренним, так и внешним. Если мы например составляем документ или проводим планово-предупредительный ремонт, то обязательно есть потребитель со своими требованиями и пожеланиями)
  • выходы процесса (результат процесса - документ, запись, полуфабрикат, технологический брак, продукция и т.п.)
  • входы процесса (то из чего получается выход процесса - материал, сигнал, отчёт и т.п.)
  • ресурсы процесса (при помощи чего (кого) мы преобразовали вход в выход - оборудование, персонал, помещения, спецодежда и т.п.)
  • управление процессом (по каким правилам вход был преобразован в выход - приказы, процедуры, законы, стандарты, устные указания начальника и т.п.)
  • алгоритм процесса (описать последовательность операция, по которым вход процесса преобразовался в выход)
  • Особенностью процессного описания предприятий пищевой промышленности является указание обязательных точек контроля. Также возможно при описании процессов составление плана производства и хранения продукции, а также описание физического движения сырья, продукции, материалов и персонала. Степень детализации описания имеет отличительную особенность - необходимо описать практически все материалы, имеющие контакт с продукцией.

    После описания процесса необходимо определить порядок мониторинга и измерения данного процесса, критерии результативности процесса, а также чётко определить ответственности и полномочия за каждое действие в процессе. На предприятиях пищевой промышленности мониторингу и измерению процессов отводится повышенное внимание, а полученные результаты анализируются незамедлительно.

    4. Создание общесистемных процедур

    На данном этапе необходимо определить и задокументировать общесистемные процедуры - управление документацией, управление записями, управление несоответствующей продукцией, корректирующие действия, предупреждающие действия, внутренние аудиты и другие. При этом работы по созданию общесистемных процедур может проводиться параллельно с третьим этапом.

    Особое внимание стоит обратить на процедуру управление несоответствующей продукцией, а именно отзыв несоответствующей продукции с рынка и своевременная обработка рекламаций. Помимо этого необходимо создать недостающие и необходимые документы системы. Например спецификации на закупаемую продукцию, инструкцию по обслуживанию оборудования, процедуры и положения для управления процессами компании.

    Степень документированности и вид документов напрямую зависит от потребностей и возможностей организации, но так как предприятия пищевой промышленности периодически подвергаются проверкам различных служб, которые считают документом лишь документ на бумажном носителе, скреплённый особым образом с синими подписями и печатью, то для единообразия мы советуем использовать сложившуюся практику составления документов.

    5. Создание общесистемных процедур

    На данном этапе специально подготовленная группа из персонала компании по утвержденной процедуре и согласно графику проводит проверку системы менеджмента компании, а именно проверяется выполнение прямых требований стандартов и внешних нормативных документов, а также выполнение требований установленных самой компанией в виде процедур, положений и т.п. По результатам аудита фиксируются выявленные несоответствия и владелец процесса должен их устранить.

    На предприятиях пищевой промышленности практикуется проведение не только внутреннего аудита, но и аудит поставщиков сырья и материалов, а в некоторых случаях и партнёров (дистрибьюторов, логистические компании и т.п.).

    6. Анализ системы качества

    Высшее руководство компании обязано через запланированные промежутки времени анализировать информацию о результативности системы менеджмента. Для этого представитель руководства по качеству должен собирать и предоставлять в наглядном виде информация о достижении целей в области качества, результативности процессов компании, результатах аудитов, предпринятым действиям по несоответствующей продукции, проведённым улучшениям и прочее.

    На этом этапе «спираль» системы менеджмента завершает своё первый виток и предприятие готово к выходу на сертификационный аудит, а у системы менеджмента начинается новый виток "Планируй-Осуществляй-Проверяй-Действуй", направленный на постоянное улучшение системы.

    Сертификационный аудит

    Сертификацию системы менеджмента может осуществлять любая независимая сертификационная компания, имеющая соответствующую аккредитацию. Причём аккредитация может быть как РФ (Ростехрегулирования), так и международная. Необходимо отметить, что сертификационная организация может иметь несколько аккредитаций.

    Выбор сертификационного сообщества напрямую зависит от потребностей компании. Если у предприятия есть иностранные партнёры, то они больше уважают сертификат от именитого мирового сертификационного сообщества. Но в тоже время, если предприятие предоставляет сертификат соответствия системы менеджмента качества российским потребителям или надзорным организациям, то им ближе сертификат от российского органа по сертификации, и часто бывает, что от конкретного.

    На сегодняшний день на рынке сертификационных услуг в РФ есть и именитые зарубежные компании, есть компании, не имеющие векового имени, но объединившиеся в международную сеть IQNet и , тем самым, создав себе конкурентное преимущество по признаваемости результатов сертификации, есть российские организации, которые на рынке сертификационных услуг относительно недавно.

    Сам процесс сертификации состоит из следующих этапов:

  • Компания подаёт заявку на сертификации, в которой указывает область сертификации, параметры компании и стандарт(-ы), на которую предприятие хочет пройти сертификацию. Надо отметить, что сертификация на соответствие ISO 22000:2005 будет возможно скорее всего только с 2007 года.
  • Сертифицирующая организация принимает решение о возможности сертификации и запрашивает документы системы менеджмента
  • Сертификационная компания направляет "Программу аудита", в которой по часам расписана процедура аудита.
  • После согласования данной программы на предприятие приезжает аудитор и проводят аудит согласно программе (просмотр документации и записей, общение с сотрудниками, наблюдениет за деятельностью)
  • По результатам аудита фиксируются несоответствия, которые могут быть существенными или несущественными.
  • Компания устраняет выявленные несоответствия и направляет отчёт об устранении несоответствий в сертификационный орган. Если существенных несоответствий выявлено не было, то запускается процедура оформления сертификата соответствия, при их наличии требуется повторный очный визит аудитора в компанию.
  • Компания получает сертификат соответствия
  • Сертификат выдаётся на 3 года с ежегодным подтверждением, т.е. не реже чем раз в год, в компанию проходит внешний аудит с целью подтверждения соответствия системы менеджмента.
  • Подводя итог, хотим отметить, что описанный подход является ориентировочным и для каждого конкретного предприятия составляется индивидуальный план-график работ. Так как у каждого предприятия уже есть система менеджмента, и многое из описанного выше уже реализовано, то для соответствия лучшим мировым практикам надо улучшить или дополнить имеющуюся систему.